Анализ картины «Бурлаки на Волге»

Spread the love

Сегодня речь пойдет об анализе картины Репина «Бурлаки на Волге»
Нужно сделать скидку на то что это художественное произведение, а художник стремится к максимальной яркости эмоций и выразительности.
И да, лямка под бешенной нагрузкой изотрет до дыр любую одежду за неделю — две, кевлара и нейлона тогда еще не было. Обратите внимание, что дыры там в основном на плечах в районе лямки, и только у пары человек.
И откровенных лохмотьев я там не вижу, у большинства одежда без дыр.
В «Крестном ходе» Репин сознательно все счастливые и одухотворенные лица убирал. Это акая мода того времени, болеть душой за народ, вроде как и заработал и уважение в прогрессивном обществе приобрел.
А вот если бы он изобразил как в духе соцреализма кто-то из них с удовольствием тянет и при этом напевает, вот тогда бы да, жизни бы ему не было, обвинили бы в том что прислуживает режиму и лакирует действительность и никаких вам он художник, он так видит.
Кажется, что ветер дует во все стороны разом. От парохода дым вроде бы тянется к бурлакам, на судне в левой части картины парус выгнут в противоположную сторону, от бурлаков к пароходу. А флаг на барже показывает ветер практически сбоку и довольно сильный. При этом дым от трубки не развеивается и идет вверх, т.е. ветра нет. Есть ли этому объяснение?
Ветер дует как бы вглубь картины, туда же уходит дымный плюмаж от парохода. Парусник на левом краю идёт правым галсом, флаг туда-сюда полощется, его просто мотнуло на эту сторону.
Это называется «бриз». Вблизи берега в жаркий день низовой ветер всегда с воды на сушу.

Вверху же (и вдали от берега) ветер более глобальный — как в местной сводке погоды. Здесь он назад-влево.

в России было полно женских бурлацких артелей.

В бурлацких артелях было под 100-150 человек, одна женщина сдвинуть ничего не могла.

Во-первых, нет характерных смазанных силуэтов, а учитывая скорость движения людей под весом баржи, их вряд ли растерло бы в нуль, а во-вторых, почему ж эта женщина осталась не размазанной и в фокусе?
«…В сороковых же годах шотландский битюг сделал по отношению к движению судов по каналам то открытие, которое ускользнуло от внимания французских академиков. Его впрягали в бечеву, которой по каналу тянули трешкоут, и заметили, что он проходил свою станцию ровной рысью быстрее других и приходил совершенно свежий, тогда как другие лошади в мыле. Об этом узнал знаменитый корабельный инженер Скот Россель и обратил внимание на то, что битюг вначале наддавал ходу, затем ход несколько сбавлял, и трешкоут шел с едва натянутой бечевой, — одним словом, было открыто явление так называемой переносной волны…»
А.Н.Крылов. Очерк развития теории корабля.
Но здесь очевидный факт — человеческих сил не хватило бы, чтобы тянуть разогнанный до определённой скорости корабель.

Это от резонанской скорости зависит, там же усилие зависит чуть ли не как куб от неё. Тут по мадам абсолютно не похоже, чтобы она бежала 15—20 км/ч, она тянет медленно и печально, так может и сотни человеческих ватт хватить.

Рысь — ускоренный аллюр в два темпа: лошадь переставляет одновременно две ноги по диагонали.
Укороченная рысь (трот): длина шага около 2 м, скорость 13—15 км/ч.
Нормальная (полевая) рысь имеет фазу безопорного движения. Длина шага 2,2 м, скорость до 20 км/ч.
Размашистая рысь: лошадь ставит задние ноги впереди следов соответствующих передних. Длина шага до 6 м. Наибольшая скорость рысаков на коротких дистанциях (1,6—3,2 км) до 50 км/ч.
Наверное, всё же бурлаки в самом деле надевали на работу дранину, которую не жалко («»вы ещё ссылаете вещи на дачу? тогда мы идём к вам!») И лапти экономичная сезонная обувь. Но всё же голое тело под лямку — чересчур.
Картина для бильярдной — это, конечно, забавно. Хотя горизонтально вытянутый формат и фризовая композиция хороши для интерьера.

Несмотря на все несуразности, предварительный этюд драматичнее и лучше передаёт усилие. В большой картине как-то этого нет — стоят! Не оставляя следов на песке.

На одной из заграничных выставок на Репина наехал тогдашний министр транспорта: мол, я пароходы продвигаю, через год бурлаков как массового явления не будет уже, а ты на весь мир Россию позоришь. Репин с темы спрыгнул в духе: «А я чо? А я ничо». Они всегда так: тот просто книгу написал, тот картину, а эти просто песни поют. Самовыражаются. И все равно ему было, что в бурлаки как в МГУ по конкурсу принимали, настолько денежное дело было — ему страдания и нищету подавай